Каким был для вашей компании 2021 год? Каких успехов удалось добиться? Как преодолевали трудности?
В этом году нам во многом помогла низкая база пандемийного 2020-го: неудовлетворенный спрос оказался настолько велик, что мебельные компании «отрабатывали» его и в 2021 году. Под конец года мы видим, что он себя исчерпывает, и мы остаемся наедине с проблемами: сокращением спроса как со стороны розничных покупателей, так и со стороны корпоративных заказчиков, уменьшением среднего чека покупки и подорожанием комплектующих и сырья.
Помочь мебельной отрасли может расширение сотрудничества со строительными компаниями в части меблирования новостроек. На данный момент практически все крупные московские и петербургские застройщики включили такую опцию в перечень предлагаемых услуг, и все больше покупателей ею пользуются. Например, в Санкт-Петербурге мебелью от «Первой мебельной фабрики» оборудовано более 10 тыс. новых квартир, и это количество ежедневно увеличивается. Выгода для будущих новоселов, приобретающих меблировку в момент оформления сделки по покупке квартиры, очевидна. Стоимость комплекта меблировки на 30-40% дешевле, чем стоимость аналогичных товаров в розничных магазинах. Экономия обеспечивается за счет продуманного комплексного предложения и оптовых скидок от производителя мебели. Кроме того, покупатель может включить стоимость мебели в ипотечный кредит, избежав таким образом дополнительной закредитованности впоследствии. Однако в целом по стране пока доля меблированных квартир не превышает 10% от общего объема жилья, и такие предложения встречаются только у застройщиков Москвы и Санкт-Петербурга.
Чего ждёте от 2022 года? О каких планах готовы рассказать?
Объемы продаж и выручки пока нас радуют – идем практически в ногу с 2019 годом, надеемся, что даже несколько превысим его итог. Это – результат внутренней реорганизации и оптимизации бизнес-процессов, которые мы начали еще в 2020 году: внедрение технологий онлайн-торговли, развитие каналов дистанционных продаж и дистанционного проектирования, оптимизация этапа доставки. Мы также усилили работу нашего корпоративного отдела, что принесло в этом году несколько крупных корпоративных контрактов.
В то же время мы не видим предпосылок для существенного роста — отложенный спрос, сформировавшийся в ходе локдауна, уже удовлетворен, высокой динамики продаж не предвидится. Поэтому мы не планируем существенно расширять бизнес, хотя наши мощности позволяют нам выпускать гораздо больше продукции.