Комплексное развитие рынка жилищного строительства: переход на проектное финансирование

Владимир Ресин депутат Государственной Думы, председатель Экспертного совета при Комитете по транспорту и строительству
Сегодня в повестке заседания Экспертного совета три вопроса:
1. Эффективность принимаемых антикризисных мер.
2. Повышение роли федеральных институтов развития – АО «ДОМ.РФ» и Государственной корпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ», а также создание региональных институтов поддержки жилищного строительства.
3. Замечания и предложения к законопроекту № 1023225-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о совершенствовании института комплексного развития территорий и механизмов расселения аварийного и ветхого жилья).
Эти вопросы по своей сути сегодня объединяются одной целью – стабилизировать социально-экономическое развитие в регионах путем решения «квартирного» вопроса и создания благоприятных условий среды жизнедеятельности для наших граждан.
Три активных стороны процесса градостроительной деятельности должны найти баланс, обеспечивающий решение задач, поставленных Президентом страны перед архитектурно-строительным комплексом. Это, во-первых, Государев регулятор – региональные и муниципальные власти, объединившись и приняв соответствующий региональный закон о комплексном развитии. Пусть этот закон будет так называться. В Москве это Градостроительный кодекс Москвы и региональный закон о Реновации.
Во-вторых: инвестиционный и предпринимательский блок – это те, кто готов предложить себя в роли инвестора, застройщика, исполнителя
· девелоперских услуг,
· работ по концептуальному архитектурному градостроительному проектированию, обеспечению изыскательских и проектных работ,
· генерального строительного подряда,
· поставщика строительных материалов и продукции.
Особую позицию здесь занимают уполномоченные банки, координируемые Центробанком.
Опыт Москвы, наш с вами путь создания в правовом поле надежной социально ориентированной системы долевого строительства доказал как много в этих градостроительных процессах и проектах зависит от:
· качества спланированного проекта,
· кредитной организации, которая готова кредитовать под проект и которая заинтересована в «длинных кредитах»,
· уровня профессионализма выбранных исполнителей, которые согласно заданным ограничениям и требованиям готовы предлагать оптимальные решения.
Оптимальные – это одновременно экономичные, результативные и отвечающие тем ценностям, которые дальше будут востребованы гражданским обществом, юридическими и физическими лицами, намерения которых – жить и работать на своей земле, в своем городе, в своей деревне.
Третья сторона: Повторюсь, это те, для кого мы строим и решаем с их участием задачу повышения уровня благосостояния каждого домохозяйства, наших городов и поселений, страны в целом.
Главные мерила любого действия – целесообразность и жизненность.
На разных площадках прошло обсуждение законопроекта № 1023225-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленного на совершенствование института комплексного развития территорий и механизмов расселения аварийного и ветхого жилья.
Как было отмечено во многих выступлениях, это «резонансный» законопроект. Но в этом и его плюс, потому что он привлек внимание всего профессионального и предпринимательского сообщества. Единое мнение – нужен, но требует доработки.
Сразу хочу подчеркнуть, что слово «реновация» в законопроекте отсутствует. И прошу уже не возвращаться к теме, что законопроект списан с Московской реновации.
Напомню, что Программа реновации в Москве – программа Правительства Москвы – это региональная программа, направленная на расселение и снос ветхого малоэтажного жилого фонда, построенного в 1957-1968 годах, и новое строительство на освободившейся территории. Стартовала в 2017 году.
Законопроект моей коллеги Хованской Галины Петровны
№ 550294-7 «О реновации жилищного фонда в Российской Федерации», которому уже два года, дал важный толчок к решению означенных в нем вопросов реновации жилищного фонда, чтобы предотвратить возникновение аварийного жилищного фонда, улучшить жилищные условия граждан. Главное в нем – соблюдение имущественных и жилищных прав, закрепленных в Конституции страны.
Часть предлагаемых новаций уже вошла в градостроительную законодательную базу. Однако та задача, которая позволила бы комплексно и системно обеспечить градостроительное развитие в регионах, создать действующую систему планирования и координации градостроительных программ и проектов, объединить земельные и финансовые ресурсы для их реализации, не решена сегодня в полной мере.
Время диктует принятие конкретных мер, утвержден Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике (Одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 23 сентября 2020 г.). Мы обязаны его выполнить в кратчайшие сроки.
При перепечатке статьи ссылка на источник новости обязательна.