Ритейл в новостройках

Photo

Продолжается восстановление и стабилизация сегмента стрит-ритейл. И хотя показатель Shopping Index, отражающий количество посетителей на 1 тыс. кв. м торговых площадей, оказался в Москве на 6,5% ниже значения за аналогичный период докризисного 2019 года, однако относительно 2020 года отмечается рост.


Учитывая тенденции рынка и меняющуюся поведенческую составляющую покупателя, девелоперы также меняют подход к проектированию новых жилых комплексов, учитывая коммерческие площади в финансовой модели как одну из доходных строчек бюджета. Аналитики подчеркивают, что пиковый бум, который пришелся на 2020 год будет несколько снижаться за счет того, что снижаются объемы вводимого жилья. Однако если ипотечные ставки будут держаться на прежнем уровне, а ключевая ставка не будет повышаться, то динамика продаж как жилой недвижимости так и коммерческих помещений в ее составе будет повышаться.


Сейчас подход девелопера к проектированию зданий изменился в целом, - комментирует генеральный директор R2 Asset Management Вячеслав Рожманов, - это уже “программирование” объектов - их жилой составляющей и социальной инфраструктуры комплексов и микрорайонов. Это понимание того, что серьезный инвестиционный потенциал есть не только  у квартир, но и ну коммерческой недвижимости. Это подтверждает и то, что многие девелоперы уже отказываются от продажи коммерческих помещений и оставляют их под собственный проперти менеджмент. При этом новые жилые конгломераты и их специфические потребности не изучены и не сформированы до конца. Расчеты аналитиков R2 Asset Management показывают, что в спальных районах Москвы доходность составляет от 10% до 13%.


Так как за 10 лет в Москве была создана современная инфраструктура - построено практически 150 станций метрополитена, более 440 школ и детских садов, порядка 90 объектов здравоохранения, МЦК и МЦД - это способствовало перераспределению предпочтений девелоперов в выборе локацию под застройку. 

А в разряд стандартных коммерческих объектов кварталов новой жилой застройки перешел и тот ритейл, который еще недавно казался чем-то непривычным. Так, фуд-холлы или иные виды гастрономических пространств, которые еще несколько лет назад заявлялись как «изюминка» того или иного проекта, уже доказали свою высокую доходность и начали тиражироваться многими застройщиками. По мнению экспертов, все эти тренды будут углубляться в среднесрочной перспективе.

Что касается северной столицы - здесь за прошедшие месяцы в 2021 года был открыт один мебельный центр «Кубатура», хотя на 2-е полугодие анонсировано открытие 88 тыс. кв. м торговый площадей (GLA). Что касается вакантности, то ее объем в ТЦ по итогам 1-го полугодия 2021 составил 6%.

 «Несмотря на то, что сегодня мы наблюдаем некоторое снижение объемов продажи жилья, это заметно, скорее, на фоне бума прошлого года. Общая же динамика продаж жилой недвижимости, а значит и коммерческих объектов в составе ЖК, остается более-менее ровной. А значит девелоперы и дальше будут усиливать работу по адаптации новых коммерческих объектов к запросам рынка», резюмирует Вячеслав Рожманов.

При перепечатке статьи ссылка на источник новости обязательна.