В первом полугодии гостиничный рынок показал серьезное падение доходности

Photo

CBRE, ведущая международная консалтинговая компания в области недвижимости, подвела итоги первого полугодия на гостиничном рынке Москвы,  Санкт-Петербурга и Сочи.

 

Москва

Для гостиничного рынка Москвы критическое снижение операционной деятельности продолжается на протяжении порядка 14 недель – со второй половины марта. Май и июнь продемонстрировали незначительное движение вверх, однако, рынок по-прежнему демонстрирует исторические минимумы.

В первом полугодии COVID-19 стал основной причиной падения рынка, во втором полугодии экономический эффект пандемии продолжит оказывать негативное влияние на рынок, что отразится на итогах года.

 

Ни один из сегментов гостиничного рынка не избежал влияния пандемии. Чем выше сегмент, тем значительнее снизилась его загрузка, чем ниже – тем существеннее сократился средний тариф (ADR).

 

Средний тариф в первом полугодии продемонстрировал снижение на 5% относительно аналогичного периода прошлого года, составив порядка 7 тыс. рублей. Максимальное падение на московском рынке продемонстрировал верхний предел среднего ценового сегмента, где ADR сократился на 16,6% до 4 тыс. рублей. Единственным сегментом, где тариф вырос, стал сегмент люкс, продемонстрировавший 5-процентный рост по сравнению с 6 месяцами 2019 года.

 

В первом полугодии произошла беспрецедентная в мировых масштабах ситуация: практически полностью прекратилось международное авиасообщение и приостановились туристические путешествия, до минимума свелось количество деловых поездок. Число гостей отелей резко началось стремиться к нулю, что привело к падению загрузки и закрытию гостиниц: в Москве к концу апреля было закрыто 40% номерного фонда, в Санкт-Петербурге – более 20%. Загрузка столичных отелей по итогам 6 месяцев составила 35%, что на 38 п.п. (или на 52%) ниже аналогичного периода прошлого года.

 

В среднем за полугодие доходность на номер по каждому из сегментов сократилась на 52-62%. Для сравнения: в абсолютных величинах RevPAR московского рынка в первом полугодии 2019 года составлял 5,4 тыс. руб., в 2020 году – 2,5 тыс. руб. В первом квартале снижение доходности составило 15,5%, во втором – минус 87%, что привело к снижению на 54% в целом за полугодие. Максимальное снижение на уровне 62% наблюдается в сегменте люкс.

 

Санкт-Петербург

Северная столица всегда была популярным местом для туризма, в последние годы наблюдался рост иностранного туристического потока. Как показали результаты полугодия, загрузка туристических направлений была ниже деловых, где была минимальная активность – вахтовики, административный спрос, командировочные. Если в апреле отели Санкт-Петербурга демонстрировали загрузку менее 3%, то за 6 месяцев показатель составил – 25% (снижение на 60% относительно первого полугодия 2019 года или 37 п.п., что сопоставимо с Москвой). В период пандемии, когда турпоездки в принципе прекратились, отельеры Санкт-Петербурга предлагали различные тарифные предложения для долгосрочного проживания, сдавали номера как офисное пространство. После снятия ограничений наблюдается рост туристической активности в Санкт-Петербурге – гости из Москвы и Московской области предпочитают отдых выходного дня и небольшие 2-3 дневные поездки в культурную столицу.

 

Средний тариф на рынке Санкт-Петербурга составил за 6 месяцев 2020 года 5,2 тыс. рублей, за аналогичный период 2019 года превышал 9 тыс. рублей. ПМЭФ традиционно позволявший гостиницам наращивать тариф более чем в два с половиной раза в 2020 году был отменен, что отразилось на падении тарифа по рынку в июне на 62% и привело вместе с тяжелыми последствиями пандемии к снижению показателя полугодия на 45%.

 

Доходность гостиниц Санкт-Петербурга в первом полугодии составила 1,3 тыс. рублей, что на 78% ниже показателя прошлого года.

 

Сочи

Для Сочи, как и для других рынков, полугодие было очень сложным. Большинство гостиниц не функционировали в апреле и мае. Санатории были закрыты с 28 марта по 1 июня, затем в июне открылись здравницы с медицинскими лицензиями, хотя далеко не все, а те, что открылись не увидели моментального всплеска спроса за счет сохранившихся ограничений, неопределенности требований Роспотребнадзора и т.д.

Июль и август для Сочи обещают быть успешными, с 1 июля открылись большинство КСР и начался колоссальный наплыв туристов, тарифы демонстрируют рост более чем на 50%.

 

По итогам полугодия загрузка горного кластера составила порядка 40% (минус 35% относительно аналогичного периода прошлого года) за счет очень успешных показателей января и февраля, при этом с апреля по июнь большинство гостиниц не функционировали и загрузка стремилась к нулю. Заполняемость отелей прибрежного кластера за 6 месяцев составила, прибрежного – 29%, что на 43% меньше показателей за аналогичный период прошлого года.

 

Тарифы гостиниц в горном кластере за счет периода с января по март возросли более чем на 40%, составив более 8,5 тыс. руб. ADR гостиниц, расположенных в прибрежном кластере достиг 6,4 тыс. руб., что на 9% ниже аналогичного показателя шести месяцев 2019 года.

 

 

Татьяна Белова, директор, руководитель подразделения индустрии гостеприимства отдела стратегического консалтинга CBRE, комментирует:

 

«Мы все долго ждали, когда же рынок оттолкнется ото дна и начнет наконец движение вверх. Анализируя цифры июня и полугодия в целом, можно сказать, что пока чуда не произошло. Рынок начинает постепенно отрастать, но так как во многих регионах еще сохраняются ограничения, рост делового потока минимален, туристические поездки, если не брать во внимание курортные направления, также ограничены. По нашим прогнозам деловой поток начнет постепенно возвращаться уже с начала бизнес сезона – с сентября. Также мы ожидаем продление сезона на курортных рынках, очевидно, что сентябрь и октябрь также будут популярны у отдыхающих».

При перепечатке статьи ссылка на источник новости обязательна.