Марат Хуснуллин: «ФАКТОР ПОЗИТИВА ОЧЕНЬ ВАЖЕН»! - Эксперты

Марат Хуснуллин: «ФАКТОР ПОЗИТИВА ОЧЕНЬ ВАЖЕН»!

Photo

Марат Шакирзянович, как вы оценивает миссию архитектора в сегодняшнем развитии города?
У архитектора высокая миссия. Архитектор может сделать здание вполне позитивным по своему внешнему виду, или наоборот, вызвать своими объектами негативные эмоции. Понятно, что серые бетонные здания давят на психику и на мозг. И меня радует, что даже панельные дома, некогда унылые и однообразные, стали выглядеть по-другому, по-новому. То же относится и к социальным объектам.
Мэр поставил задачу, чтобы город был удобен для жизни, для гостей. Поэтому фактор позитива, создания благоприятной и оптимистичной городской среды важен. А среда ведь это не только здания, это и дороги, и общественные пространства...
Мы видим, как эволюционирует Москва в последние десятилетия, как он разнообразен в целом, в нем есть все – от хрущевок до небоскребов. Как вы считаете, гармоничен ли сейчас облик столицы? Каковы основные принципы строительства жилых домов?
Задача гармоничного развития города является одной из основных задач градостроительства в Москве. Почему мы сегодня говорим в основном не о квадратных метрах, а о создании общественных пространств? Именно по этой причине. И посмотрите, какие проекты сегодня представлены в Москве. Все они учитывают это требование – развитие комфорта, сбалансированности. Проще говоря, чтобы людям нравилось жить в таких районах. Тем более что сегодня время покупателя. Сегодня покупатель все выше и выше ставит требования к продавцам, соответственно, инвестор сегодня разрабатывает более качественные проекты, более интересные, более продуманные. А сама Москва развивается очень быстрыми темпами. Давайте сравним Москву с Нью-Йорком. Нью-Йорк шел к практике многоэтажного развития десятилетиями. А мы за 20 лет пережили градостроительную революцию и видим, как на месте панели в городе появляются прекрасные высотные проекты. И в то же время нам удается сохранять историческую часть города, реставрировать старые районы, благоустраивать их, делать удобными. Мне кажется, Москва очень быстро эволюционирует, и мы будем продолжать это направление.
Какие новые технологии позволяют не повторять опыт прошлого с панельным жильем?
Во всем мире панельное домостроение существует. Не знаю, в курсе вы или нет, но 17% застройки Гонконга занимает панельные дома. И так во всем мире. Другое дело, что панельное домостроение не должно превратиться в догму, иметь неизменяемые подходы. Когда в Москве был огромный спрос, когда люди были готовы покупать все, наверное, домостроительные комбинаты были не очень заинтересованы что-то менять, проводить модернизацию. Но три года назад мэр Москвы поставил задачу, объяснив, что все, кто хочет оставаться на рынке панельного домостроения, должны перестроиться. Должна быть изменена компоновка квартир, дома должны стать эргономичными. И внешне – должны стать более красивыми, позитивными, интересными. И мне кажется, с этими задачами нам удалось справиться.
Можете ли вы рассказать про прогулочную зону ЦСКА? Какими будут ее размеры, чем она будет интересна? Когда появится?
Мы сейчас занимаемся ее проектированием. Сам проект условно можно разделить на несколько зон. Первая: пешеходная связь от МКЖД (непосредственно у стадиона). Вторая: зона вокруг стадиона, включающая участки частных территорий, которые будут открыты для строительства легких теннисных кортов.
И третий блок: парк Ходынского поля, где одновременно с запуском метро и строительством Центра современного искусства возникнет единое пространство, которое объединит подходы как к метро, так и к МКЖД. По срокам проект будет вводиться поэтапно. В текущем году будет проведено благоустройство территорий вокруг МКЖД и запуск железной дороги, состоится открытие части прогулочной зоны. В 2017 г. проект планируется полностью завершить. Хочу подчеркнуть: проект оказался недешевым. Город выделил на него 500 млн руб., часть средств на обустройство своих территорий выделят инвесторы. А в итоге жители района Ходынки получат красивую благоустроенную парковую зону.
Недавно было озвучено, что в столице появится более десятка новых мостов. Так ли это? И что это за сооружения?
Сейчас в активной или завершающей стадии находится проектирование нескольких автомобильных и пешеходных мостов. Четыре – два автомобильных и два пешеходных – появятся в районе Мневники. Выделены деньги и начато проектирование моста в районе Нагатинской поймы (район бывшего завода ЗИЛ). Конкурс на его строительство будет проводиться в начале следующего года.
Вообще мосты – очень важная часть дорожной инфраструктуры. Это огромный ресурс для снижения так называемых перепробегов, для повышения доступности районов Москвы.
Кроме этого, идут работы по проектированию набережных – также в районе завода ЗИЛ. Протяженность территории составит 12 км. «В стройке» находится пешеходная набережная в районе ММДЦ «Сити». В районе Шелепихинской набережной ведутся аналогичные работы – частично с участием компаний «Дон-Строй», ОПИН и др. Таким образом, в городе существует уже несколько участков благоустройства набережных, проекты которых из стадии обсуждения перешли в фазу активной реализации.
Марат Шакирзянович, какие изменения ждут район Измайлово и Черкизово?
Сейчас ведется разработка планировки района Измайлово. Мы готовим эти проекты для доклада мэру на штабе по развитию градостроительной политики.
К концу года проекты будут готовы.
На каком этапе сейчас находится строительство станции метро «Рассказовка»?
«Рассказовка» строится полным ходом. По плану эта станция должна быть введена в 2017 г., но работы будут завершены с опережением графика, уже, как я думаю, в 2016 г. В целом по строительству метро могу сказать следующее: то, что мы пошли на конкурс с этими проектами, дает очень хороший эффект. Удорожание за счет конкурса не такое значительное, в сущности –
это копейки, но внешний вид станций с точки зрения их позитивного восприятия только выигрывает. И мы эту практику будем продолжать. Это позволяет нам поддерживать имидж московского метро как самого красивого в мире. Позитивно то, что инвесторы не боятся искать и предлагать смелые архитектурные решения. В целом, меня радует, что для привлечения к своим проектам покупателей инвесторы стремятся привлекать к проектам самые маститые бюро. Мне, например, очень понравился проект «Эрмитаж – Москва». То, что главный архитектор города Сергей Кузнецов активно ведет эту работу, мы поддерживаем.
Какой будет судьба развязки на 41-м километре Ленинградского шоссе?
Мы хотим запустить этот объект в сентябре текущего года. Жители Зеленограда обращались с письмом к мэру Москвы, так как выезд из города был всегда очень сложным.
В планах города в текущем году было продление северо-восточной хорды до Измайловского шоссе. Изменились ли эти планы?
Уже в этом году мы запустим основные участки трассы – это трехуровневая эстакада, съезды с эстакады. А в следующем году мы сделаем благоустройство территорий. Вообще это будет современная скоростная трасса до Открытого шоссе. На все последующие виды работ – продления Измайловского шоссе – мы будет проводить конкурсы.
Наряду с возведением панельных домов все чаще говорят о строительстве домов на стальном каркасе и даже деревянных. Есть ли такие планы у города?
В мире высотные дома строятся на металлических каркасах. Кстати, наш ММДЦ «Сити» является таким примером. И эта технология – неплохой для России вариант, если учитывать, что наша страна является производителем металла.
К сожалению, металл за последние две недели подорожал на 30–40%. Если цены будут расти такими темпами, то, конечно, строить из бетона будет выгоднее. Хотя, если рассматривать соотношение цена и скорость строительства, то металл более предпочтителен.
Что касается дерева, то я считаю, что этот материал является материалом жизни. Россия является самым передовым производителем леса, хотя в отношении производства изделий из дерева в этом мы отстаем. И очень надеюсь, что развитие рынка подтолкнет нас к тому, чтобы деревообрабатывающая отрасль стала по-настоящему заниматься производством деревянных строительных материалов. Конечно, для многоэтажных домов дерево не подходит, но для Новой Москвы деревянное домостроение было бы идеальным материалом, учитывая, что идеология этих территорий подразумевает экологическое строительство. Мне, кстати, очень нравится, что на выставках я вижу работы молодых архитекторов, проектировщиков, которые предлагают недорогие проекты деревянного домостроения, очень доступные по цене и дизайну.
Повышение цен на рынке арматуры застройщики считают ценовым сговором. Как вы это оцениваете?
Думаю, что да – есть основания для проверок. Сам факт роста цен на арматуру на 60% говорит сам за себя! Конечно, это ударит по себестоимости продукции. Арматура является важной и значительной составляющей себестоимости строительства. В связи с такими перепадами у нас возникают проблемы с выполнением контрактов. Зафиксированные в контракте цены становятся неисполнимыми. Пока мы не обращались в ФАС письменно, обратились устно. Надо ведь важно понимать: за все скачки цен платит потребитель. Подорожал металл, цемент, транспортные перевозки – расплатиться за это придется ему.
Можете ли вы прокомментировать инцидент с падением рабочего на строительстве?
Это очень плохо и связано с несоблюдением техники безопасности. Сейчас будет работать специальная комиссия. Сам этот факт говорит о том, что надо повышать работы по технике безопасности, особенно по проведению инструктажа среди рабочих. Но даже несмотря на периодически случающиеся подобные происшествия, у нас объемы строительных работ в городе серьезно растут, а показатели травматизма серьезно снижаются. Я считаю, что это большое достижение. Хотя надо работать над тем, чтобы статистику происшествий подобного рода свести к нулю. Если же что-то подобное происходит, значит, есть какие-то нарушения в отношении соблюдения техники безопасности. Надо разбираться с подрядчиками, изучать, что именно нарушается, и за это надо наказывать.