Владимир Ресин: опыт Московской области по решению проблем обманутых дольщиков - Дольщики

Владимир Ресин: опыт Московской области по решению проблем обманутых дольщиков

Photo

Экспертный совет по строительству, промышленности строительных материалов и проблемам долевого строительства Государственной Думы РФ высоко оценил предложение Московской области по внесудебному изъятию проблемных долгостроев, сообщает пресс-служба правительства МО. Председатель совета, член Комитета по транспорту и строительству Владимир Ресин выразил уверенность, что опыт Подмосковья по решению проблем обманутых дольщиков нужно распространить на другие регионы страны, где этот вопрос продвигается не столь интенсивными темпами.

«Руководство Московской области во главе с губернатором Андреем Воробьевым вовремя и справедливо заметили возникновение проблемы обманутых дольщиков, - отмечает Владимир Ресин. - Благодаря этому и принятым ими мерам, они лучше, по сравнению с другими регионами, справляются с этой проблемой. Добились результата и сейчас доведут это дело до логического конца. И мы, со своей стороны, будем им в этом помогать!»

Владимир Ресин связывает эти успехи Московской области с личным участием руководства региона в решении вопросов пострадавших соинвесторов и проблемных долгостроев. «Владеют ситуацией. Мало говорят, но много делают – все, что обещают. Они столкнулись с целым клубком проблем, который возник до них, а они его приняли в «наследство». И теперь им предстоит его  распутать. За каждой такой проблемой  - судьбы семей. Руководство Московской области уже наработало бесценный опыт грамотного, оперативного реагирования и поэтапного решения проблем дольщиков, у них на территории есть четкая «дорожная карта», согласно которой решаются самые сложные вопросы», - отметил он, подчеркнув, что успешный опыт Подмосковья «в распутывании этого клубка» должен быть распространен на другие регионы страны.

Сегодня Подмосковье лидирует среди остальных субъектов по темпам ликвидации проблемных объектов. Эту динамику не так давно обсудили и в верхней палате Российского парламента, отметив, что Подмосковье перестало быть «печальным» лидером по количеству проблемных долгостроев и числу пострадавших соинвесторов.

С начала 2016 года перечень проблемных покинули 15 долгостроев. До конца декабря будут введены в эксплуатацию ещё 2 объекта. В целом за 2016 год будут реализованы права почти 3 тысяч человек. Правительство Московской области для этих целей привлекло более 8 млрд руб. инвестиций.

Однако в решении этой проблемы областные власти столкнулись с определенными трудностями. Как отмечает заместитель председателя Правительства Московской области Герман Елянюшкин, основная из них связана с затянутостью процесса по изъятию проблемного объекта из собственности обанкротившегося застройщика.

«Нередко это занимает по нескольку лет, и сопровождается чередой скандалов, как со стороны проблемного застройщика, так и со стороны дольщиков. В результате, региональные власти все это время не могут подобрать нового инвестора, приступить к достройке объекта», - рассказывает он.

Весь этот период судебных тяжб, который зачастую продолжается годами, объект строительства стоит без консервации, разрушаясь под действием погодных условий и человеческого фактора. К моменту передачи прав новому инвестору некоторые долгострои приходят в такое аварийное состояние, что техническая экспертиза показывает нецелесообразность продолжения строительства. Дешевле и безопасней будет снести долгострой и на его месте возвести новый дом.

И такие прецеденты были. Как, например, при строительстве ЖК «Новое Измайлово-2» в Балашихе, где новый инвестор был вынужден снести несколько недостроенных и аварийных корпусов, простоявших в ожидании достройки почти три года, и вместо них возвёл три современных и безопасных дома. К слову, на днях 373 дольщикам этого жилого комплекса были вручены долгожданные ключи от их квартир.

«Мы наблюдаем серьёзный перекос в защите прав коммерсантов в ущерб правам граждан, - подчёркивает Герман Елянюшкин. – Правительство Московской области разрабатывает эффективные механизмы реализации прав обманутых дольщиков, однако процедура банкротства недобросовестных девелоперов затягивает этот процесс. Кроме того, такие застройщики всячески мешают передаче стройплощадок новым инвесторам, ссылаясь н конституционное право».

Выход из ситуации подмосковное правительство во главе с губернатором Андреем Воробьевым видит в реализации механизма внесудебного изъятия долгостроев у застройщиков-банкротов. Оно должно производиться в пользу дольщиков уполномоченным органом региона по обращению любого участника ДДУ. Предмет залога, в свою очередь, может поступить в общую долевую собственность граждан-соинвесторов либо быть продан с торгов, а вырученные денежные средства - выплачены участникам ДДУ. Соответствующее решение должны принимать дольщики.

«У нас есть финансовые ресурсы и возможности для максимального быстрого решения проблем дольщиков, - рассказывает заместитель председателя Правительства МО Герман Елянюшкин. – Но все это время, потраченное на процессы, связанные с изъятием долгостроев – покупатели вынуждены жить фактически на улице! Платить двойную сумму: за аренду и за ипотеку. С такой ситуацией, к примеру, столкнулись дольщики ЖК «Западные ворота столицы», где объект изымался в законном порядке через все судебные процедуры более 4 лет, и в итоге проблема была решена лишь при помощи правоохранительных органов. В результате уже в начале ноября новый инвестор вышел на площадку и возобновил строительные работы. Завершение строительства этого объекта около 12 лет ждут более 1200 дольщиков».

Главный контраргумент инициативе Подмосковных властей заключается в сходстве механизма внесудебного изъятия с рейдерством. Однако, как подчеркивает Герман Елянюшкин, в этих двух процессах нет ничего общего. «Рейдеры больше всего боятся публичности, их действиям мешает внимание со стороны общественности и представительских органов. Наше предложение, напротив, базируется на открытости, участию в этом процессе дольщиков, депутатов, экспертов и общественников. Сам механизм внесудебного изъятия актуален только по отношению к объектам строительства, признанных проблемными решением депутатов муниципального района или городского округа, в котором этот долгострой располагается. И запускается только по обращению пострадавших дольщиков», - отметил он.