Проектирование без коллизийПроектирование без коллизий - Регулирование

Проектирование без коллизий

Photo

Несоответствие требований, заложенных в разных документах, касающихся норм и процедуры проектирования, часто обсуждается в профессиональном сообществе. О том, что в этой связи наиболее актуально и как можно преодолеть сложившиеся противоречия, рассказали


Павел Зиновьев, директор ГБУ НСО «ГВЭ НСО», член Совета СРО Ассоциации проектировщиков Сибири,

Алексей Свинарчук, заместитель директора ГБУ НСО «ГВЭ НСО», председатель Совета СРО Ассоциации проектировщиков Сибири, кандидат технических наук.

В качестве введения к обозначенной теме статьи следует напомнить, как выглядит иерархия технического регулирования согласно 184-ФЗ от 27.12.2002 («5 ступеней»), сверху вниз по значимости. Первый уровень занимает Международный договор РФ, ратифицированный (или подлежащий ратификации) в порядке, установленном законодательством РФ. Второй – Федеральный закон РФ, третий – Указ президента РФ, четвертый и пятый соответственно – Постановление Правительства РФ и нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию.

При этом по сложившейся практике право применения при наличии регламентирующих документов одного ранга (темы и уровня принятия – случается и такое) применяется к последнему принятому. Сложившаяся практика применения выглядит следующим образом. Первое – Технические регламенты, второе – обязательный перечень национальных стандартов и сводов правил (с 01.07.2015 действует перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 №1521, с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства РФ от 29.09.2015 №1033), третье – добровольный перечень документов в области стандартизации (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.03.2015 №365), четвертое – это территориальные строительные нормы, то есть РМД, МГСН, МТСК и т.д.

Стандарты и методические рекомендации саморегулируемых организаций (СРО) относятся к третьему блоку добровольного применения.

Таким образом, основным нормирующим документом в проектировании на сегодняшний день является так называемый обязательный перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 №1521, введенный в действие с 01.07.2015 взамен перечня от 21.06.2010 №1047-р.

Введение нового обязательного перечня в буквальном смысле всполошило проектную и экспертную общественность строительной отрасли. В частности, новый обязательный перечень ввел в действие актуализированный СП 14.13330.2014 «СНиП II-7-81* «Строительство в сейсмических районах». Главное, с нашей точки зрения, нововведение заключается в обязательном пункте 4.4 СП – «Расчетную сейсмичность площадки строительства следует устанавливать по результатам сейсмического микрорайонирования (СМР), выполняемого в составе инженерных изысканий, с учетом сейсмотектонических, грунтовых и гидрогеологических условий. Сейсмичность площадки строительства объектов, использующих карту А, при отсутствии данных СМР допускается предварительно определять по таблице 1». В предыдущих редакциях данного норматива сейсмичность определялась не предварительно, а однозначно по таблице 1, и Новосибирская область почти полностью находилась в несейсмической зоне до 6 баллов. С учетом обязательного микрорайонирования эта картина резко поменяется – расчетная сейсмичность более чем в половине случаев окажется более 7 баллов. Это естественно приведет к удорожанию в частности жилищного многоэтажного строительства более чем на 30%. В текущих экономических условиях это никому не нужное удорожание будет убийственным.

Опасения по введению обязательного перечня выразил и Научный совет РААСН (протокол от 21.05.2015 №5 заседания Научного совета по сейсмологии и сейсмостойкому строительству) еще до введения его в действие.

Помощь в данной ситуации пришла, откуда действительно не ждали – от несогласованности и просто противоречивых требованиях норм, указанных в перечне. Обязательный пункт 6.7.2.14 обязательного СП 47.13330.2012 «Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 11-02-96» указал, что для сооружений нормального уровня ответственности, в простых инженерно-геологических условиях допускается использовать таблицу 1 СП 14.13330.2014. Частично это сгладило остроту возникшей на ровном месте проблемы.

Но такое благоприятное противоречие, к сожалению, случайное исключение из сложившихся в последние годы плохих правил введения новых норм и требований в проектировании.

В соответствии со статьей 48 Градостроительного кодекса РФ, постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 №87 утверждено Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию. При этом в пункте 12 ст. 48 Градостроительного кодекса раздел 10.1 для нелинейных объектов обозначен как «Требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства», а раздел «Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов» вынесен в раздел 11.1. В случае подготовки проектной документации для строительства или реконструкции многоквартирного дома Федеральным законом от 29.06.2015 №176-ФЗ в Градкодекс введен новый раздел 11.2 «Сведения о нормативной периодичности выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации такого дома, об объеме и о составе указанных работ». Таким образом, постановление №87, являющееся основным для проектировщиков, содержит 13 разделов проектной документации, тогда как в Градкодексе фактически указано 15 разделов. Противоречия здесь на самом деле нет, так как Градкодекс в техническом регулировании стоит выше изданного на его основании 87 Постановления и изменения в Градкодекс вносятся регулярно.

Следует особо отметить раздел «Проект организации строительства» (ПОС) – хотя в пункте 7 Положения, утвержденного Постановлением №87 для внебюджетных объектов этот раздел отмечен как необязательный, но Градкодекс такого понятия «необязательности» не содержит и, следовательно, этот раздел обязателен для объектов для строительства которых требуется получение разрешения на строительство.

Согласно части 12 ст. 48 Градкодекса РФ раздел 10.1 для нелинейных объектов «Требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства» – обязателен для разработки в составе проектной документации, соответственно обязательно должен присутствовать в тексте экспертного заключения. Его содержание в Постановлении №87 не установлено, но общие требования указаны в статьях 11, 30, 36 и 40 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». ГБУ НСО «ГВЭ НСО» подготовило Методические рекомендации по составу и содержанию раздела «Требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства» МР-ГВЭ-01-14 (1-я редакция) от 23.09.2014. Согласно пункту 32 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 №87, раздел 12 «Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами» должен содержать документацию, необходимость разработки которой при осуществлении проектирования и строительства объекта капитального строительства предусмотрена законодательными актами Российской Федерации. Согласно разъяснениям Министерства регионального развития РФ, до внесения соответствующих изменений в Положение раздел о требованиях к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства, наличие которого в составе проектной документации определено пунктом 10.1 части 12 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ, должен оформляться в соответствии с пунктом 32 Положения. Указанные разъяснения недостаточно конкретны в части определения содержания раздела «Требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства». При этом представляется правомерным отнесение к «иной документации в случаях, предусмотренных федеральными законами» Правил по обеспечению безопасной эксплуатации зданий, необходимость разработки которой предусмотрен пунктом 6 статьи 17 Закона №337-ФЗ. Указанные методические рекомендации МР-ГВЭ-01-14 (1-я редакция) призваны восполнить этот временный нормативно-правовой пробел при подготовке проектной документации.

В качестве доброго пожелания проектировщикам следует рекомендовать применять наиболее жесткие требования из обязательных (1521) и добровольных (365) перечней – это пожелание помимо безопасности исходит из постоянно меняющихся норм проектирования. Более жесткие требования при проектировании позволят с большей долей вероятности произвести повторное применение с минимальными изменениями. Следует отметить, что понятие «типовая проектная документация» – проектная документация, получившая положительное заключение госэкспертизы и применяемая повторно, согласно определению Постановления №145 от 05.03.2007 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации», ввиду вышесказанного, практически теряет смысл.

При экспертизе применяемой повторно проектной документации особое внимание обращается на соблюдение авторских прав первоначального автора проекта – согласно Гражданскому кодексу заказчик имеет право на проект только в рамках конкретно реализуемого объекта и не имеет права на его самовольное повторное применение. То же относится и к рабочей документации (Р) – это исключительное право разработчика стадии проектная документация (П), если иное не прописано в договоре.

В случае если в процессе строительства уже после выдачи положительного заключения в проектную документацию были внесены изменения в части изменения технических решений, которые влияют на конструктивную надежность и безопасность объекта капитального строительства, то согласно п. 44 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 №145, проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий направляются повторно на государственную экспертизу. Причем следует учитывать, что в данном случае термин «изменение» в большей степени юридический, а не технический. Даже элементарное увеличение, например, толщины проката уже затрагивает «конструктивную надежность». Даже если физически изменения не происходят, то юридическую сторону вопроса никто не отменял. Отсюда также следует, что проектировщик не может менять проектные решения в рамках авторского надзора. Также нужно помнить, что статья 9.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях не ограничивает круг юридических лиц, несущих ответственность.

При подготовке проектной документации необходимо обращать внимание на организацию контроля прочности бетона в проектной документации и соответственно в заключении экспертизы (обязательный ГОСТ 18105-2010 «Бетоны. Правила контроля и оценки прочности»). Должно быть ясное понимание, что неразрушающий контроль (импульс, ультразвук и т.д.) без предварительного разрушающего контроля испытанием образцов не имеет особого смысла. Также необходимо контролировать выполнение пункта 3.3.4 ГОСТ 26633-2012 «Бетоны тяжелые и мелкозернистые» по техническим требованиям к бетону, в т.ч. то, что нормируемые значения прочности бетона монолитных конструкций в промежуточном возрасте (после снятия несущей опалубки и др.) устанавливают в технологической документации (проекте производства работ или технологическом регламенте). Пункт 6.1.7 СНиП 52-01-2003 гласит, что при расчетах бетонных и железобетонных конструкций следует учитывать особенности свойств различных видов бетона и арматуры, влияния на них характера нагрузки и окружающей среды, способов армирования, совместность работы арматуры и бетона (при наличии и отсутствии сцепления арматуры с бетоном), технологию изготовления конструктивных типов железобетонных элементов зданий и сооружений. Здесь важно отметить предварительный прогрев арматуры перед укладкой бетона в зимнее время, основание пункт 6.4 ГОСТ 10922-2012, который гласит, что при отрицательной температуре наружного воздуха на каркасе не допускаются залежи снега и обледенение арматуры. Армокаркас, основание и стенки опалубки должны быть разогреты до положительной температуры.

Необходимо внимательно отслеживать при проверке проектной документации и особенно при написании экспертного заключения, физически невозможные сочетания характеристик бетона. Например, невозможно сочетание В15, F300 и W12 – класс бетона по прочности на сжатие, например, для F300 и W12 будет минимум В30. Ориентировочно физически возможные сочетания указаны в таблице ФССЦ 81-04-2001, часть 4 «Бетонные, железобетонные и керамические изделия. Нерудные материалы. Товарные бетоны и растворы» (действует с 2014 г.). Физически возможные соотношения между B, F и W согласно этому источнику выглядят следующим образом:

F

B

50

15

75

15

100

15, 20, 22,5

150

15, 20, 22,5, 25

200

30, 35

300

30, 35, 40, 45

400

40,45

W

B

15, 20

4

15, 20, 22,5

6

15 (с С3 и ЛСТ), 20, 22,5, 25

8

30

10

30, 35

12

30, 35, 40

14

45



В заключение следует заметить, что Минстроем России разработан план мероприятий («дорожная карта») «Совершенствование технического регулирования, ценообразования и сметного нормирования, саморегулирования в строительной сфере и развития контрактной системы (в части размещения государственных заказов на проектирование и строительство)». Что особенно важно, «дорожная карта» предполагает устранение существующих коллизий между нормативно-техническими документами в строительной сфере, а также уточнение порядка подготовки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации, что позволит обеспечить прозрачность принятия решений при их разработке. Это очень позитивный факт, так как правильно поставленный вопрос – это уже половина решения.