практического взаимодействия ГЭ и ГЗ и разграничения ответственности

Каждому по заслугам

Photo

О персональной ответственности, или дружба дружбой, а табачок врозь.

Проведение границ ответственности между участниками процесса создания объекта капитального строительства становится одним из наиболее острых вопросов для профессиональных участников рынка.

Мнение о том, как выглядит эта проблема в отношении строительства бюджетных объектов, высказал вице-президент Ассоциации экспертиз строительных проектов, руководитель ГАУ Краснодарского края «Краснодаркрайгосэкспертиза» Владимир Татаринов.

Задачи, стоящие перед органами государственной экспертизы регионального уровня, значительно изменились – сначала с разделением источника финансирования – государственные средства и негосударственные, а с апреля 2013 г. с появлением института негосударственной экспертизы.

Изначально созданные в первой половине XX в. органы государственной экспертизы Советского Союза вели профессиональный контроль деятельности инженерного корпуса и целесообразным расходованием государственных средств. Проектные организации на 100% были государственными, как и расходуемые средства – бюджетные. Полный административный контроль государства над строительной отраслью полностью соответствовал плановой экономике страны.

Переход к рыночной экономике расставил иные акценты во взаимоотношениях участников процессов строительной отрасли России. Проектные институты стали самостоятельными хозяйствующими объектами практически без участия государственного капитала, заказчики разделились на государственных заказчиков и инвесторов. Целесообразность в контроле качества государством проектной продукции и работы специалистов проектных институтов для коммерческих проектов (заказываемых инвесторами за собственные средства) исчезла и заменена на гражданско-правовую ответственность. То есть административная ответственность заменена результатами судебной практики, вырабатываемой в рамках гражданско-правовых споров.

Изменение подхода проявилось в п. 5 ст. 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разграничивающей зону ответственности участников процесса по созданию объекта капитального строительства. Но если разграничения между процедурами подготовки инженерных изысканий для строительства и производства строительно-монтажных работ имеют явно выраженные границы, то разграничение полномочий заказчика-инвестора и государственной экспертизы требуют проявления дополнительного очерчивания границ.

Процедура подготовки проектной документации, в которой участвует государственная экспертиза, только небольшая часть в цепи процедур создания объекта капитального строительства. Условно ее можно разделить на три этапа: этап исходных данных, этап проектирования, строительство объекта.
При этом на каждом этапе подготовки и создания объекта капитального строительства государственный заказчик осуществляет взаимодействие с отдельными его участниками, а именно: с инвестором, ресурсоснабжающими организациями, изыскателями, проектировщиками, экспертизой, подрядчиком, надзорными и административными органами (см. схема 1).

Полномочия государственного заказчика определены МДС 11-15.2001. «Методическое пособие по организации деятельности государственного заказчика на строительство и заказчика-застройщика».

Взаимодействие ГЗ и государственной экспертизы (ГЭ) в цепи процедур происходит на втором этапе, этапе оценки затрат на инвестирование в строительстве и процедуры производства работ (см. таблицу 1).

Изначальным побудителем появления службы государственного заказчика (ГЗ) является необходимость процедуры реализации инвестирования государственных программ по созданию объектов капитального строительства. При этом ГЗ выступает в качестве основного исполнителя процедур. ГЭ участвует в локальной процедуре подготовки проектной документации для строительства и определения начальной максимальной цены контракта. Полномочия ГЭ определены «Положением об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 г. № 145 (см. таблица 2).

Участвует ли ГЭ (или результат ее деятельности) в третьем этапе процедур по созданию объекта капитального строительства?

Согласно схеме 1, процедура оценки затрат на инвестирование в строительстве завершается утверждением инвестором проектной документации и определением начальной максимальной цены контракта. При этом окончание этапа ведет и к смене состава участника процедур. На смену взаимодействию с изыскателями, проектировщиками и экспертизой приходит работа с подрядчиком и поставщиками. Готовится контракт на выполнение подрядных работ и рабочая документация с уточненной сметой.

Данное разъяснение приведено в письме Минстроя России от 23.03.2015 г. №7830-ЛС/03, где указано:

«Учитывая, что проверка достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства выполняется на стадии, предшествующей установлению твердой цены контракта, дополнительные проверки сметы на реализацию государственного контракта, цена которого является твердой, не требуются».

«Смета на реализацию государственного контракта, цена которого является твердой, сформированной на основании данного письма, не предназначена для заключения субподрядных договоров на соответствующие виды работ (услуг)».

«Смета на реализацию государственного контракта, цена которого является твердой, предназначена для формирования первичной учетной документации в строительстве (актов сдачи-приемки выполненных работ и др.) между сторонами государственного контракта в процессе его реализации».

«По соглашению сторон в процессе реализации государственного контракта доли затрат могут быть откорректированы сторонами контракта, в том числе с учетом объемно-планировочных решений и конструктивных особенностей объекта капитального строительства в пределах установленной государственным контрактом твердой договорной цены».

Приведенные цитаты письма позволяют уточнить сферы ответственности ГЭ и ГЗ в цепи процедур.

Первое. ГЭ в рамках подготовки конкурса на выполнение муниципального контракта выполняет проверку проектной документации на соответствие техническим регламентам, техническим нормативам и заданию ГЗ на проектирование. Данная работа служит для определения начальной максимальной цены контракта. При этом на ГЭ предоставляется только проектная документация, а детальная проработка, включая уточненные объемы работ, выполняется на стадии «рабочая документация», то есть уже после проведения экспертизы.

Объем работ отражается в проектной документации, которая изучается подрядчиком до конкурсной процедуры и участия его в торгах. Заключение муниципального контракта подрядчиком является подтверждением его согласия выполнить строительство данного объекта в целом по твердой договорной цене.

Смета на реализацию государственного контракта, цена которого является твердой, не предназначена для заключения субподрядных договоров.

Сметная документация, сформированная ранее в составе проектной документации, после проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства, установления начальной (максимальной) цены государственного контракта и выбора исполнителя (подрядчика) государственного контракта по итогам конкурсных процедур или на основании решений органов государственной власти без конкурсных процедур, в результате которых определена твердая цена, утрачивает свое значение для целей реализации государственного контракта.

Второе. Сметы по рабочей документации служат для взаиморасчетов между ГЗ и подрядчиком и соответствуют объемом работ по чертежам рабочей документации. Взаиморасчеты ГЗ и подрядчика строительно-монтажных работ определяются по совместному договору (муниципальному контракту) на основании объемов работ и уточненных смет, выполненных по рабочей документации.

Предварительные объемы и уточненные спецификации по видам работ, а соответственно и сметы могут корректироваться при выполнении рабочей документации, без увеличения общей цены контракта.

Приемка рабочей документации осуществляется заказчиком посредством подписания акта выполненных работ. При передаче проектно-сметной документации от подрядчика-проектировщика к ГЗ последний должен выполнять проверку рабочей документации по качеству и объему.

Изложенное позволяет уточнить вопросы практического взаимодействия ГЭ и ГЗ и разграничения ответственности:

1. Взаимодействие ГЭ и ГЗ присутствует при определении начальной максимальной цены контракта. Зона ответственности ГЭ – получение достоверной сметной стоимости, опираясь на технически и экономически обоснованные проектные решения, соответствующие техническим регламентам.

2. ГЗ осуществляет контрольные функции при подготовке проектной документации и приемки ее от подрядной проектной организации. В случаях предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, достоверность стоимости и проверка качества лежит в рамках правовой ответственности ГЗ, так как в этом случае ГЭ не предусматривается.

3. Приемка ГЗ разработанной рабочей документации осуществляется после соответствующей проверки и подписания акта выполненных работ. Последний является подтверждением качества проектной продукции и соответствия ее заданию ГЗ.

4. Изменения в технологии производства работ, предусмотренные сметой и проектной документацией, прошедшей экспертизу, и ведущие к изменению стоимости, находятся в зоне ответственности ГЗ и подрядчика.