Строительство должно продолжаться…

Photo

Автор: Руслан Дзкуя

По действующему законодательству после выборов президента правительство уходит в отставку. В тот период, когда выборы уже прошли, а состав нового кабинета еще не объявлен, в министерских коридорах повисает напряженная тишина. Кто останется, кто пойдет искать новое место? Вопросы непраздные и касающиеся не только карьеры конкретных людей. Речь идет о целой отрасли.

Те, кто говорят, что-де решения давно приняты, только не все об этом знают, - врут. Решения, может быть, и приняты, но, по нашей традиции, могут быть в любой момент изменены. И не потому, что у нас такая несовершенная структура управления, а просто уж очень много факторов влияет на распределение сил. Когда какой из них сыграет свою роль – нам не дано предугадать.

На итоговом заседании коллегии Министерства строительства и ЖКХ многие (и я в том числе) следили не столько за обнародуемыми цифрами, сколько за поведением и настроением ответственных персон. Потому что ну, правда же, любопытно, грядут ли какие-то перемены на Садово-Самотечной. Особый интерес с этой точки зрения представлял Сергей Степашин, возглавляющий Общественный совет. Во-первых, он, безусловно, относится к категории политических тяжеловесов, во-вторых, в дела строительства он за годы работы в Совете вник как следует, так что его мнение представляет особый интерес.

Выглядел он, замечу, крайне собранно и строго, без видимого благодушия. Однако деятельность министерства оценил весьма положительно. И отметил, что в дальнейшем следует сосредоточиться на двух проблемах, которые имеют первостепенное значение. Обратим на них внимание и мы.

Первое: надо всерьез, жестко заниматься вопросами безопасности.  Кемеровская трагедия, к сожалению, не сказала нам ничего нового. Все мы хорошо знаем, что безопасность отодвинута далеко в тень, поскольку мешает главному – извлечению прибыли. То, что случилось в «Зимней вишне», может повториться в любом городе, потому что система контроля насквозь прогнила и не подлежит ремонту. Так что в ближайшие годы министерству, кто бы его ни возглавил, придется всю свою власть употребить, чтобы заставить собственников думать не только о доходах, но и о безопасности тех, кто им эти доходы обеспечивает.

Второе: нужно усиленно строить на селе. По мнению Сергея Степашина, сельское строительство – мощнейший локомотив экономики. Эта точка зрения довольна дискуссионна. Нет, по сути, с мнением Сергея Степашина можно только согласиться. То, что на селе надо строить впятеро больше, не подлежит сомнению. Другой вопрос, что власть сейчас усиленно продвигает идею создания 10-12 агломераций. То есть сосредоточения основной массы населения и, разумеется, экономических объектов в крупных образованиях, которые возникнут на базе нынешних миллионников. Идея, на мой взгляд, очень сомнительная. Хотя бы потому что неясно, как же при таком подходе поддерживать жизнь на огромных российских пространствах. Это предложение пока не отвергнуто. Выступает ли против нее Сергей Степашин, сказать не берусь. Но выдвинутый им тезис – это, как ни крути, движение в другом направлении.

Говоря об итогах деятельности министерства, Сергей Степашин отметил, что программа переселения граждан из аварийного жилья выполнена на 98%. По его словам, это одна из немногих выполненных целевых программ в стране. Замечание одинаково адресованное и к министерству строительства, и правительству в целом. Являющееся похвалой одним и неявной критикой другим. Также в заслугу министерству Сергей Степашин отнес начало реформы ценообразования. При всех ее сложностях и неотработанности механизма, все-таки процесс идет, и в обозримом будущем возникнет ситуация, когда морочить голову и пилить бюджетные средства станет сложнее.

Мнение Сергея Степашина, повторим еще раз, значимо в высших политических кругах. Однако конкретных персональных гарантий не дает. Любые кадровые решения у нас связаны не только, а порой и не столько с деловыми качествами кандидатов. От того, кто именно будет принимать ключевые решения, зависят возможности участников рынка, объединенных общими интересами.

Если брать публичные выступления, то бизнес в целом поддерживает деятельность нынешнего министерства. На каждом мероприятии, будь то профессиональный форум или тематическая конференция, обязательно говорят о том, что министерство сейчас слышит предпринимателей, хотя бы старается учитывать мнение тех, кто реально работает на рынке. Кроме того, отмечают, что в работе министерства есть логика. Понятно, чем занимаются сейчас, что будут делать завтра. И если и есть какие-то претензии у активных игроков, то они скорее связаны с общей экономической политикой, которая ведет к укрупнению компаний и фактическому вымыванию с рынка среднего бизнеса (о малом давно уже никакой речи не идет).

К этому вопросу можно подойти двояко. С одной стороны, с крупным бизнесом проще иметь дело. Собрал в одном зале 100 человек и фактически получил полное представление о том, что думают предприниматели целого сегмента. Да и с налогами ситуация понятнее. И всё же хорошо известно, что настоящим локомотивом экономики и драйвером инноваций всегда является бизнес молодой, растущий, средний по своим размерам. Среднему бизнесу для того, чтобы выдержать конкуренцию, надо уменьшать издержки, а для этого требуется что-то придумывать, внедрять новое. Так что, пожалуй, государству все-таки придется расширять круг своих партнеров и следить за тем, чтобы сфера строительства не оказалась в руках десятка крупнейших игроков.

Кто будет следующим министром строительства и ЖКХ, какой будет политика новых руководителей, предугадать нельзя. Однако нам бы хотелось именно сейчас, пока решения не приняты, отметить, что руководство Михаила Меня оказалось светлой страницей в истории министерства. А что касается дальнейшего, будем надеяться, отрасль продолжит развиваться.

 

При перепечатке статьи ссылка на источник новости обязательна.

Не пропусти видео

01.06.2016 03:57:00

Новости

CAPITAL LIVING СНЕГИРИ ЭКО

Не пропусти видео

05.06.2017

Новости

CAPITAL LIVING СНЕГИРИ ЭКО