Архитектурно-градостроителная политика как элемент нашей жизни

Photo

Премия Архсовета Москвы, как гласит аннотация, проводится для того, чтобы столичное сообщество, прежде всего, профессиональное, уяснило, что именно считает власть правильным путем развития города. Признаться, мне до сей поры не доводилось встречать москвичей, довольных тем, что происходит с обликом столицы. И, как выясняется, сам по себе мэр тут не очень причем. Как при Лужкове говорили, что, дескать, уничтожают нашу любимую Москву, так и сейчас идеи руководства не хвалят. Хотя справедливости ради стоило бы сказать, что, во-первых, Москва всегда (даже во времена Империи)  перестраивалась самым радикальным способом, а, во-вторых, не из одних потерь состоят нынешние перемены.


V ежегодный конкурс Москомархитектуры, итоги которого только что подвели в «Доме на Брянской», показал, что изящные, смелые и вместе с тем практичные проекты, вполне реализуемы в наших условиях. Очевидно, работы понравились не всем, вероятно, они могли быть интереснее. И всё-таки особых поводов для огорчения не видно. 


Первое, о чем хотелось бы сказать, -  по крайней мере, половина победителей – люди совсем еще молодые, делающие, может быть, и не первые шаги в профессии, но уж точно далекие от статуса мэтра. И начало их творческого пути внушает оптимизм. Нисколько не претендуя на звания знатока, всё-таки осмелюсь сказать, что, на мой взгляд, у авторов проектов-победителей, большое будущее. Детский сад, проект которого по заказу «ГК ПИК» выполнен молодыми архитекторами из ООО «Бюро», по-моему, отличная работа. И офис с подземной стоянкой (автор  – «Проект СПиЧ») – тоже произведение гармоничное. 


У меня возникли некоторые сомнения по поводу проекта пансионата для детей в онкогематологическими и иными тяжелыми заболеваниями (АБ «Рождественка» по заказу фонда «Подари жизнь». Мне показалось, что в данном случае премия была дана исключительно благодаря авторитету фонда, потому что сама работа вполне обычна. И, кстати замечу, что это, вероятно, и неплохо, потому что такое заведение должно быть, прежде всего, удобным и функциональным, а потом уж всё остальное, в том числе и оригинальность. 


О том, каким путем должна развиваться столичная архитектура, при подведении конкурса не говорили. Разве что профессор МАРХИ Алексей Воронцов напомнил слова Блаженного Августина, утверждавшего, что красота – это отзвук правды. Понятно, что нельзя руководствоваться художественными образами, принимая административные решения, однако очевидно, что успех возможен тогда лишь, когда удается найти сочетание красоты и пользы. 

Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов на вопрос о наиболее значимом, по его мнению, событии уходящего года, назвал начало работы парка Зарядье. Действительно, знаковый проект, который всячески поддерживался властью. Можно предположить, что главным здесь является создание принципиально новой, не имеющей аналогов зоны отдыха, которая должна привлекать внимание туристов. Если действительно удастся создать в столице еще одну точку притяжения, а, судя по всему, так и есть, можно будет говорить о серьезных экономических результатах. Замечу, что Сергей Кузнецов на эту сторону всегда обращал особое внимание, не раз подчеркивал, что чем более интересен горожанам и приезжим объект, тем лучше экономическая составляющая проекта.


Кризисное, то есть достаточно сложное время диктует свои условия. Архитекторы, участвовавшие в конкурсе, вероятно, в силу обстоятельств предпочли простые решения. Однако оказалось, что и при минимуме выразительных средств вполне можно достигать требуемого эффекта. 


Активный приход молодых, скромные финансовые возможности, сочетание классики и модерна – эти черты V ежегодного конкурса составили его оригинальность. Думается, с каждым годом всё явственнее будет, что смена поколений – это ещё и смена профессионального языка. Дальше будет интересно. Уверен в этом.

Дмитрий Смирнов 


При перепечатке статьи ссылка на источник новости обязательна.