Повышение взносов в компенсационный фонд до 6% не станет панацеей для рынка

Photo

Дмитрий Логинов, руководитель юридического департамента компании «Бон Тон»

Предложенная мера в виде повышения ставки взноса в компенсационный фонд до 6% не оправдывает себя в условиях перехода рынка на использование эскроу-счетов. Как отмечают эксперты АН «Бон Тон»,  эффект будет нивелирован  за счет малого количества проектов,  подпадающих под новую ставку.

 

Одно из нововведений, которое содержится в опубликованном Минстроем проекте изменений в 214-ФЗ, предполагает рост отчислений с каждого договора долевого участия  в компенсационный фонд. Ставку планируется поднять с 1,2% до 6%, а сам проект может быть внесен в Госдуму уже в ходе осенней сессии.

 

Наличие 6% взноса разумно с точки зрения выполнения задач, поставленных перед фондом, но несвоевременно в условиях перехода на эскроу-счета. Механизм компенсационного фонда создавался в качестве замены страхования ответственности застройщика.  Страхование оказалось настолько неэффективной мерой, что вызвало настоящий шквал критики. При этом государство, разрабатывая новые меры защиты прав дольщиков, исходило из того, что «нагрузка» на застройщиков должна быть сопоставимой и не приводить к увеличению себестоимости проектов. Таким образом, в законе были прописаны взносы в размере 1,2%, что соответствовало ставкам, по которым застройщики оформляли страхование, но при этом не учитывало реальных потребностей фонда по выполнению поставленных задач.     

 

Согласно 218-ФЗ, фонд создавался для решения проблем обманутых дольщиков в рамках процедуры банкротства застройщика. Исходя из этого, процент взноса должен быть сопоставим с количеством «банкротных объектов» в отношении к общему количеству проектов строительства.

 

Согласно статистике, в настоящее время в России возводится 125 млн кв. м  жилой недвижимости. При сохранении данных  объемов строительства  предложенный 6% взнос позволил бы постепенно выйти на суммы наполняемости фонда в объеме, сопоставимом стоимости 7,5 млн кв.м жилья (125 млн Х 6/100).

 

С учетом статистики банкротств застройщиков 6% ставка не выглядит чрезмерной. Количество кв. м в банкротных процедурах перевалило за 7,5 млн еще в апреле 2018 г. и сейчас, в августе 2018 г., активно приближается к 9,5 млн кв.м. Несмотря на то, что идея пересмотра ставки выглядит обоснованной, такое повышение, скорее всего, не состоится из-за перехода долевого строительства на эскроу-счета.

 

Согласно дорожной карте правительства, к началу 2021 года с использованием счетов эскроу будет заключаться 95% договоров участия в долевом строительстве. Застройщики, использующие счета-эскроу, по новым правилам освобождаются от уплаты взносов, а это значит, что работа фонда будет постепенно сворачиваться с 1 июля 2019 года. Именно с этого момента эскроу-счета становятся  обязательными для всех новых проектов. Объекты, выведенные в продажу в интервале с 20 октября 2017 года по 30 июня 2019 года (по ним выплачиваются взносы до  завершения строительства), будут постепенно вытеснены новым предложением.

 

Дополнительно стоит отметить, что в пакете изменений законодательства о долевом строительстве, принятом в июле 2018, прописана возможность бюджетов субъектов Федерации дофинансировать совместно с фондом объекты, требующие достройки.

 

Еще один момент – это правило, согласно которому закон обратной силы не имеет. «Проекты, с которых уплачиваются взносы в размере 1,2%, сохранят данную ставку. Предложение Минстроя еще не поступило в Госдуму, и определить сроки принятия законопроекта невозможно, - подчеркивает Дмитрий Логинов. - Большая часть из тех проектов, которые попадают в озвученный выше временной интервал, не подпадут под 6% ставку. Более того, предложение о повышении отчислений фонд, скорее всего, так и останется проектом и контуры закона не примет».           

При перепечатке статьи ссылка на источник новости обязательна.