Иностранцы реже арендуют офисы

Photo

Аналитики международной консалтинговой компании Knight Frank отметили, что за период с 2012 года число сделок офисной аренды с участием иностранных компаний сократилось на 47%. Наибольший объем падения был отмечен в 2014 г. В 2016 г. было заключено 80 сделок аренды. Это в 2 раза меньше, чем в 2012 г. (160), но соответствует уровню 2014 г.

Лидерами по аренде офисных помещений среди «иностранцев» в 2016 г. стали производственные компании, суммарно арендовавшие около 35 тыс. кв. м (31% от общего объема) качественных офисных помещений в бизнес-центрах Москвы. Около трети этого объема сформировано крупнейшей сделкой 2016 г. – компания Samsung арендовала 10 тыс. кв. м в БЦ «Новинский Пассаж».

 Наибольшую активность в части аренды офисных помещений проявили зарубежные компании сектора технологий, телекоммуникаций и медиа: их доля в 2016 г.  выросла до 24% против 7% в 2012. г. Отечественные представители IT-индустрии также являются традиционными потребителями качественных офисов Москвы: их доля в общем объеме сделок по итогам 2016 г. составила также 24%.

 Финансовые компании в 2016 г. арендовали всего лишь 5% объема арендованных иностранными компаниями офисных площадей против 13% в 2012 г. Аналогичная ситуация характерна и для отечественных компаний банковской сферы: в результате ухудшения внешнеэкономической ситуации доля финансистов в общем объеме сделок сократилась с 29% в 2012 г. до 6% в 2016 г.

 По мнению Марии Зиминой, директора отдела корпоративных клиентов департамента офисной недвижимости, Knight Frank, «в текущие времена всем компаниям достаточно непросто предсказывать долгосрочный план доходов и расходов. А сделки аренды офисов А и Б+ класса - это минимум 3-5 лет обязательств, на которые решиться сложно как российским, так западным арендаторам. При этом, когда штаб-квартира в Европе или США должна дать «добро» на переезд, ситуация еще больше осложняется дополнительными этапами согласования, и многие компании предпочитают переждать смутные времена как есть».