Парковки: почему они пустуют?

Photo

В 2016 г. на территории России было зарегистрировано 44 млн легковых автомобилей, из них 5,5 млн. машин – то есть десятая часть –  в Москве. Такая степень «автомобилизации» населения по мировым меркам считается низкой. Для сравнения: на тысячу жителей Монако приходится 908 автомобилей, США – 802, России – всего 288. По прогнозу специалистов, российский показатель будет существенно расти, пока не достигнет средне-европейского уровня.

Но даже сейчас и все предшествующие годы ситуация с парковками в крупных городах России остается напряженной. При нехватке доступных машино-мест дворы, улицы, а иногда и газоны заставлены автомобилями. Точно такое же положение дел сохраняется в новых районах, где  застройщики возводят многоэтажные паркинги – в соответствии с градостроительными требованиям к  развитию территорий. Возводят, но не продают: картина пустующих многоэтажных стоянок – с нераскупленными местами – становится типичной для многих городов РФ. 

Свое видение этого вопроса высказали представители АРСС – Ассоциации развития стального строительства. По мнению экспертов АРСС, возведение паркингов в России пока ведется по остаточному принципу. В требованиях к проектам строительства такие обязательства есть, и паркинги возводятся, но при существующих сейчас нормах строительства застройщикам не удается распродавать их даже по себестоимости. Корень этого явления кроется в устаревших нормах проектирования. Они слишком завышены, причем по нескольким показателям – планировки территорий, функциональности парковок. На втором плане пока остаются и вопросы архитектурного оформления и качества. Очень часто примитивный внешний вид многоуровневых паркингов – как  инородных по внешнему виду строений – дополняет общую неутешительную картину.

Европа идет в решении этого вопроса двумя путями. Первый – расширение на 25% проезжей части, где одна полоса передается для парковки автомобилей. Но этот путь потребует увеличения площади застройки территории, что сделает стоимость строительства (в том числе и жилья) дороже. 

Второй путь – это строительство многоуровневых паркингов. Он более предпочтителен. Сегодня по нормативу в таких районах возводятся малоэтажные паркинги на 100-300 машино-мест. Повышение высотности таких объектов возможно только в промышленных зонах. Кроме того, малоэтажный паркинг может быть приближен к жилой части не более чем на 35 метров. Если удвоить этот показатель (такое расстояние придется заложить в план территории с двух сторон объекта) и добавить метраж самого паркинга (45 м), то в плане застройки одно строительство многоуровневого паркинга требует 100 -120 м. Такие площадки сложно найти в условиях сложившейся застройки крупных городов, и тем более, столицы. По всей видимости, считают в АРСС, эта норма требует корректировки. При активной автомобилизации для успешного решения этого вопроса необходимо ужаться, а значит, снизить существующие нормы. 

Сложными специалисты считают и нормы, связанные с пожаротушением. Например, по требованиям к пожаробезопасности пристроить паркинг к жилому дому нельзя. Ограничены такие сооружения по набору «сопутствующих» функций. Например, только совсем недавно паркинги разрешено совмещать с такими объектами как прачечные, автомойки, химчистки, объекты торговли. Хотя в Европе их удачно сочетают даже с объектами рекреационными и досуговыми. 

Парковки

Специалисты считают, что нормативы по возведению и обеспечению паркингами жителей городов в российской законодательной базе были закреплены в законодательных актах 60-70- гг. прошлого века и в основе своей за 50 лет не изменились. Хотя сам технический уровень и параметры автомобилей стали  совершенно другими. Они стали практически бесшумными, более экологичными в силу повышения требований к качеству двигателей и топливу, на котором они ездят.

Все перечисленные требования завышены, считают эксперты АРСС, и является причиной высокой стоимости машино-мест. По цене они практически сопоставимы со стоимостью самой автомашины, и именно поэтому не раскупаются.

Проблемной остается и качество парковок. По традиции они взводятся исключительно из железобетона, который на открытых  объектах с открытыми фасадами быстро подвергается коррозии. В Ассоциации считают, что применение стальных каркасов при возведении многоуровневых парковок позволит снизить себестоимость и повысить качество. Кроме того, это повышает вариативность архитектурных решений, что важно для городской среды. 

Еще одно существенное преимущество – это экологичность таких объектов, если оценивать их эксплуатацию в дальней перспективе. Демонтаж и утилизация ж/б сооружения – дело дорогостоящее и трудоемкое. Разборка и утилизация паркинга из металлокаркаса несравнимо проще. Все комплектующие такого сооружения изготавливаются на заводе, на стройплощадке только монтируются, а при утилизации легко разбираются и отправляются на переплавку.

В АРСС оценивают емкость даже столичного рынка очень высокими показателями. Отчасти из-за программы реновации, которая развернется в городе в ближайшие годы, а также из-за больших планов города по сооружению 168 ТПУ. Если в каждой «хрущевке» проживает 150 тыс. человек, то по действующему нормативу потребуется 50 парковок на число жителей такого дома. Если же на месте старых домов будут строить более высокие, то потребность в машино-местах будет выше. По подсчетам Ассоциации, в ходе реновации потребуется возвести 1 тыс. паркингов на 300 машино-мест, в год – по 100 штук. Такие скорости при существующих пространственных ограничениях потребуют корректировки законодательства для снижения нагрузки на девелоперов, а значит, и покупаталей.


При перепечатке статьи ссылка на источник новости обязательна.