Лидеры рейтинга ФИФА

Как реорганизовать саморегулирование?

Photo

Если за рубежом саморегулирование в самых разных отраслях человеческой деятельности стало развиваться еще в 50-е гг. прошлого века и сегодня зарекомендовало себя как главный инструмент развития рыночных отношений той или иной отрасли, как наилучший способ выстраивания диалога профессионального сообщества с властью, то в России ситуация другая, более сложная и противоречивая.

Своим видением этой темы поделился директор Департамента градостроительной деятельности и архитектуры Минстроя России Андрей Белюченко.

Андрей Владимирович, что, на ваш взгляд, оказалось наиболее проблемным в деятельности СРО? Почему?

Основной проблемой института саморегулирования является то, что законодательство, определяющее правовой статус саморегулируемых организаций, до сих пор носит отрывочный, противоречивый характер, он содержит ряд нормативных пробелов, является несистематизированной совокупностью юридических норм. В настоящее время не сформулировано общее понятие саморегулируемых организаций, не выделены единые признаки саморегулируемых организаций, отличающие их от иных некоммерческих организаций. Не наблюдается необходимое для законодательства единство терминологии в регламентации деятельности саморегулируемых организаций, наличие их единых признаков, отсутствует единый общегосударственный порядок признания их статуса.

Руководители нацобъединений считают, что благодаря СРО удалось решить вопросы нормирования, законодательного регулирования отрасли. Согласны ли вы с этим?

Безусловно, переход к институту саморегулирования в строительной отрасли позволил обеспечить необходимый уровень профессионального представительства рынка в диалоге с властью в вопросах защиты своих интересов и прав, а с потребителями – персонифицировать наиболее авторитетных и компетентных, по мнению самого рынка, участников в вопросах правовой самозащиты.

При этом институт саморегулирования создал предпосылки для комплексного решения задач по формированию института квалифицированного диалога, оппонирования и механизма консультаций с организованными представителями интересов предпринимательского и профессионального сообщества, повышения прозрачности отношений государства и бизнеса, сокращения бюрократических барьеров и устранения коррупциогенных факторов.

Помимо этого, результатом перехода к институту саморегулирования стало развитие механизмов оптимальной (не избыточной) стандартизации предпринимательской и профессиональной деятельности и продукции (товаров и услуг), возможность выбора и применения форм регулирования, в наибольшей степени подходящих потребностям конкретных отраслей. Появление системы саморегулирования позволило применять механизмы имущественной ответственности, в том числе страхование членами саморегулируемых организаций ответственности и иных связанных с выполнением работ и оказанием услуг рисков, формирование компенсационного фонда СРО как механизма коллективной ответственности членов такой организации перед потребителями товаров и услуг. Был организован более оперативный и предметный контроль, чем со стороны органов исполнительной власти, за деятельностью членов саморегулируемых организаций. Также было обеспечено развитие механизмов работы с жалобами третьих лиц и внесудебного урегулирования коммерческих споров.

Страхование и проблема ответственности – как, на ваш взгляд, можно было бы решить эти вопросы?

В настоящее время мы ведем работу совместно с нацобъединениями СРО по совершенствованию системы саморегулирования. В 2014 г. уже были приняты изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации, которые позволили увеличить роль нацобъединений в процессе саморегулирования и одновременно усилить контроль со стороны государства за деятельностью СРО и их нацобъединений.

Кроме того, Минстроем России разработан законопроект, направленный на обеспечение сохранности и эффективное использование компенсационных фондов СРО, которые формируются за счет уплаты вступительных и членских взносов. В настоящее время в соответствии с Градостроительным кодексом единственным механизмом для сохранения и увеличения средств компенсационных фондов СРО является депозит. В результате СРО самостоятельно выбирают условия размещения средств, в том числе кредитную организацию, не обладая при этом опытом квалифицированного инвестора. Разработанный Минстроем России законопроект направлен на создание условий для размещения средств СРО в надежных кредитных организациях на принципах доходности. Законопроект предусматривает, что средства компенсационных фондов СРО подлежат передаче в доверительное управление управляющей компании, имеющей соответствующую лицензию в случаях и порядке, определенных Правительством Российской Федерации. Эта мера создает условия для профессионального управления средствами компенсационных фондов и диверсификации активов, в которые они вкладываются. При этом Правительством РФ могут быть установлены случаи размещения средств компенсационных фондов СРО и без их передачи в доверительное управление.

Также планируется ввести субсидиарную ответственность СРО за неисполнение застройщиками обязательств по договорам, заключенным по итогам конкурсов, то есть, например, за нарушение сроков, тогда как в настоящее время СРО несут ответственность только за вред третьим лицам.

Мы рассчитываем, что все эти меры в совокупности позволят навести порядок в сфере саморегулирования.

Для чего нужен единый реестр СРО, о котором говорилось на Общественном совете?

Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. №359-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» устанавливается, что нацобъединения саморегулируемых организаций в строительной сфере наделяются функциями по приему документов от СРО для включения их в госреестр СРО. Они готовят и утверждают заключения о возможности внесения сведений или об отказе во внесении сведений об СРО в госреестр, а также заключения о возможности исключения сведений о СРО из госреестра. Кроме того, нацобъединения выполняют функции по осуществлению ведения единого реестра членов саморегулируемых организаций.

Принятие указанных мер позволяет увеличить уровень контроля за деятельностью саморегулируемых организаций, а также повысить эффективность деятельности СРО, направленной на повышение качества выполнения работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства. Кроме того, благодаря созданию полного и достоверного реестра членов СРО у любого желающего появится возможность оперативно проверить членство любой строительной организации в СРО.

Каким образом проблема ответственности может решаться не за счет организаций, а физических лиц? Кто эти лица?

Мы сейчас говорим о персонификации ответственности профессионалов, занятых в строительстве, за принимаемые ими решения, в первую очередь через восстановление института главного инженера проекта и главного архитектора проекта. Предлагается ввести сертификацию профессиональной квалификации инженеров, принимающих решения, а также установить возможность страхования персональной ответственности. Однако это не значит, что с организаций будет снята ответственность, и фактически это не имеет отношения к институту саморегулирования.

Компенсационные фонды – каким образом было бы более продуктивно использовать эти средства? Есть ли случаи исчезновения их в проблемных банках или другим способом? Эффективным ли вы считаете выпуск облигаций?

Как я уже говорил, отвечая на ваш вопрос о страховании и проблеме ответственности, мы считаем необходимым принять меры для обеспечения сохранности компенсационных фондов СРО. Минстрой России разработал и внес в Правительство РФ проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 55.10 и 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации», который предлагает наделить Правительство РФ полномочиями по установлению требований к размещению и (или) инвестированию средств компенсационных фондов СРО в сферы инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Законопроект уже утвержден Госдумой в первом чтении.

Законопроект предусматривает, что размещение и инвестирование средств компенсационных фондов СРО должно осуществляться с учетом возможности исполнения саморегулируемой организацией обязательств по солидарной ответственности по обязательствам своих членов в пределах средств компенсационного фонда. Такое исполнение будет обеспечиваться в первую очередь за счет установления Правительством РФ минимальной доли средств компенсационных фондов, размещенных на банковских счетах и (или) в банковские депозиты различной срочности в российских кредитных организациях, и во вторую очередь за счет реализации на организованном рынке ценных бумаг разрешенных активов, в которые можно будет инвестировать средства компенсационных фондов.

В целях реализации законопроекта Правительством Российской Федерации предлагается установить требования к размещению и инвестированию средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций и определить в качестве основных активов инвестирования государственные ценные бумаги Российской Федерации и субъектов, обращающиеся на рынке ценных бумаг или специально выпущенные для размещения средств институциональных инвесторов облигации российских эмитентов, ипотечные ценные бумаги, депозиты и т.д.

Кроме того, Правительством Российской Федерации предлагается утвердить основные принципы инвестиционной политики управляющих компаний, в доверительное управление которых будут передаваться средства компенсационных фондов саморегулируемых организаций.

Также в целях исполнения поручений президента и Правительства РФ об установлении ответственности саморегулируемых организаций за ненадлежащее исполнение их членами контрактов на капитальный ремонт, проектирование и строительство Минстрой России подготовил поправки к законопроекту. Проект поправок предлагает ввести субсидиарную ответственность СРО (национального объединения СРО в случае исключения СРО из реестра) средствами компенсационного фонда за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам в строительной сфере, заключенным по результатам конкурса (аукциона), проведение которого предусмотрено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами.

Предполагается также осуществление контроля СРО за исполнением их членами обязательств по указанным договорам в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Кроме того, проект поправок предусматривает полномочие Правительства Российской Федерации на установление перечня кредитных организаций, в которых возможно размещение средств компенсационного фонда СРО.