Высокие технологии
20.10.2014

Высокие технологии

На дворе двадцать первый век, век высоких технологий и инновационных решений. Именно они должны помочь строить все более сложные и нужные для развития огромных территорий нашей страны объекты. О значимости технологий, правильного выбора приоритетов и аналитического взгляда на строительство мы беседуем с Алексеем Рыжиковым, генеральным директором компании «ИнжТехСтрой».

Вы как профессиональный строитель-управленец нередко выступали в качестве кризисного топ-менеджера, которому приходилось начинать с выстраивания четкой взаимоувязанной системы регулирования всего строительного процесса. Есть какой-то секрет?

Секрета нет, есть аналитический подход. Важно предложить оптимальный алгоритм всего строительного процесса, начиная от подготовки предпроектной документации до сдачи объекта в эксплуатацию. План работы должен быть реален по объемам, срокам и исполнению для всех участников. Также необходимо в ежедневном режиме отслеживать и корректировать сетевой график работ, где учитываются абсолютно все этапы работ на объекте, вся технологическая цепочка, вплоть до ежедневного количества людей на стройплощадке. 

Как объяснить разнообразие строительных возможностей вашей компании?

Вопрос в том, какая специализация была у компании изначально. В принципе, все упирается в использование высоких технологий, умение с ними обращаться. Если наша компания изначально занималась нефтепроводным транспортом или газотранспортными системами, к примеру, переход на менее технологичные и требовательные объекты пройдет безболезненно и без потери качества. По сути, транспортные системы — это территории, расстояния, узлы, которыми объединяются все эти территории, и огромное количество людей. С точки зрения автоматики, всей системой руководит единый центр. Представьте: из одной контрольной точки автоматизированной системы следить за всем, что происходит в стране. Для этого требуется и определенное оборудование, и навык работы на нем.

То есть все упирается в технологии?

На более, скажем, простых объектах идет адаптация имеющихся технологий по нисходящей. Потому что в конечном итоге любой объект представляет собой локальную систему взаимосвязанных элементов. Если имеешь представление о том, как работает наиболее сложная подобная система, создать более простую труда не составит. К примеру, когда мы работали над Большим театром, мы четко осознавали, что создаем такую систему, которая не представляет особых проблем, кроме оборудования, которое и так заложено в проекте. В процессе работы поменяли всю начинку, содержание системы с учетом театральных технологий. Такая же ситуация и со спортивными объектами. Ведь что такое спорт? В первую очередь, это доступность для любых категорий граждан и, соответственно, безопасность и визуальное восприятие. В общем-то и все. Достаточно адаптировать систему под эти условия – и можно работать. Поэтому я и ратую за высокие технологии. Они должны применяться во всех сферах строительства.

Особенно при строительстве метро.

Да. Страшно сознавать, что о недостатках современного проектирования и строительства объектов повышенной опасности стали говорить только после крупной катастрофы.

А ваша компания не собирается заняться строительством станций метро?

Нет. И не потому, что мы сомневаемся в своих способностях. Основное препятствие, как и всегда, бюрократическая неразбериха, волокита и некомпетентность некоторых контролирующих органов. Нужна документация, которую никто не дает. Ставятся нереальные сроки. Главные критерии подобных объектов – качество и безопасность. А когда ставятся сроки – построить станцию за месяц – о качестве говорить не приходится. Катастрофически не хватает времени. Невозможно опередить технологический режим и накладываемые им требования.

Есть такое понятие как специализация, есть люди, которые уже много лет по этой специализации работают. Чтобы строить метро, нужно либо нанимать этих специалистов своего дела на работу, либо покупать целую компанию, которая давно этим занимается. Чтобы не было проблем с торгами, конкурсами, чтобы была некоторая успешная история строительства. Опять же время и деньги. У нас сейчас достаточно объемов и проектов, и не нужно отвлекаться на посторонние вещи, распылять силы.

Вспомните, каким напряжением далась олимпийская стройка: планировался один срок сдачи ряда объектов, а вышел другой. Потому что качество требует основательного подхода и не уживается со спешкой. По плану эти объекты должны были быть сданы на год ранее, но невозможно обмануть технологический режим и все равно стройка взяла свое время. Ровно столько, сколько положено, невзирая на то, что строителей торопили функционеры. Теперь эти объекты – гордость страны, а сочинская стройка века дала импульс развитию всего региона. 

А как же шумиха вокруг недавнего проекта – строительства высотного дома в Китае за 4 месяца?

Это невозможно. Понимаете, каждая технология, каждое действие требует определенных временных затрат, уменьшить которые не в ущерб качеству строения уже невозможно. Даже если собрать огромное количество людей, которые будут работать над одним проектом, ничего хорошего не выйдет. Они будут только мешать друг другу. Понятно, что здесь страна шла на рекорд, и она его получила. Все затевалось исключительно ради рекорда. Строительный подвиг или запись в книге рекордов Гиннеса? Может быть. Но это не строительство, не технология и не соответствие нормативам. Качество такой постройки более чем сомнительно.

Вернемся к метро. Если оставить в стороне названные вами доводы против, вы бы хотели его строить?

Если позовут – пойти можно. Мы открыты для диалога. Пока нас не зовут. Пусть нам известен принцип действия транспортной системы, пусть мы обладаем необходимыми навыками и технологиями, и мы можем строить метро, но если нас на объект не зовут – тогда это только риторика. Метро – это госзаказ. Мы умеем работать в этих условиях. Наш главный принцип в работе по госзаказу, то есть в условиях определенной экономии средств и лимита времени, соблюдение обязательных при строительстве технологических норм. 
Сегодня у нас есть другие проекты, которыми мы занимаемся с удовольствием. Причем отрадно, что их курируют компетентные в строительстве люди. И работать приятно, и объект получается замечательным.

Страна у нас огромная, что следует развивать в первую очередь?

Транспортную инфраструктуру. Порты, марины, аэропорты и между ними артерии, дороги – это самое главное. Именно дороги – двигатель прогресса цивилизации, достаточно обратиться к истории развития государств, чтобы в этом убедиться. У нас в России все завязано на Москву, все сообщение идет через центр, весь транспорт, все потоки проходят столицу. Что значительно усложняет транспортную ситуацию в целом. Транзита нет.

Эта проблема как-то решается?

Сегодня в Ростове-на-Дону планируется строительство совершенно нового аэропорта. Новое место, новый аэропорт. Поэтому и мы пришли туда строить новый стадион к ЧМ-2018 года. Это взаимодополняющие друг друга вещи. Смотрите, открываются ворота Северного Кавказа. Прошла Олимпиада, инфраструктурно Сочи раскрыли по максимуму. При этом нужно учитывать, что город фактически на границе, и развивать всю инфраструктуру нужно в сторону Ростова-на-Дону. Логичным следующим этапом должно стать как раз строительство аэропорта. Все дороги на юг страны, которые в дальнейшем будут развиваться и разветвляться, идут через него. Так что место выбрано с умом и учетом геополитических факторов. 

Получается, выбирая место, в котором будете строить стадион, вы опирались на анализ множества факторов?

А разве это можно делать как-то иначе? После строительства аэропорта с грузовым терминалом темп развития южных регионов может увеличиться в несколько раз. Все грузы пойдут через Ростов, произойдет дифференциация транспортного и грузового потоков. Не нужно будет лететь в Москву, а потом из столицы вести грузы. Можно будет прибыть или сразу на место и настолько близко к нему, насколько это вообще возможно пока. Поэтому мы и выбрали эту площадку для своего строительства. Есть значимый объект с высокотехнологичным наполнением, которым интересно заниматься. Логично, что и стадион возникнет рядом.

Как вы считаете, может быть целесообразно построить такой хаб в каждом регионе России?

Давайте посмотрим. Ростовский регион и следующий за ним в транспортном аспекте Северный Кавказ – это наша промышленная зона. Краснодар, Закавказские республики и Предкавказье, по большому счету аграрии, без развитой промышленности. Все это было учтено при выборе места строительства, выбрали регион, которому есть что предложить стране в промышленном плане и который удобно расположен с точки зрения организации транзитных сообщений. Далеко не каждая область может похвастать сочетанием этих факторов. Почему было решено проводить Чемпионат мира по футболу по всей России, а не останавливаться на Москве? Чтобы подстегнуть развитие регионов. В принципе, в дальнейшем можно было бы построить подобные хабы в каждом городе-миллионнике, но это дело будущего. Строительство такого объекта поможет поднять и промышленность в регионе, и дух населения. В идеале, стоит создать рейтинговый список городов с населением больше миллиона, с подробно расписанными транспортными сообщениями и промышленными перспективами и методично по нему строить.


Название: Высокие технологии


fffsTEST