Каким был для вас 2021 год? Каких успехов удалось добиться? Как преодолевали трудности?Считаю, что 2021 год был для нашей компании успешным. Это касается всех направлений: аналитики, консалтинга, продаж новостроек.Удалось сократить срок подготовки аналитических отчетов с 7 дней до 4 часов за счет внедрения современных технологий. Наш ежеквартальный отчет о рынке новостроек востребован: каждые три месяца его ждут полторы тысячи подписчиков. Продажи консалтинговых услуг выросли в два раза.
В большинстве проектов, которые реализуются совместно с другими компаниями, «Метриум» стабильно занимает первое место по итогам продаж за месяц, квартал, год. Так, в текущем году мы продемонстрировали лучшие среди всех агентств результаты в 10 из 12 проектов MR Group. В среднем по объектам, реализуемых по ко-эксклюзивной схеме, доля продаж нашего агентства на 43% выше, чем у ближайших конкурентов.
По объему выдачи ипотечных кредитов «Метриум» занимает лидирующие позиции среди агентств, сотрудничающих с банками «Альфа-Банк», ВТБ, «Открытие», ПСБ. Подобных результатов удалось достичь благодаря эффективному взаимодействию с кредитными организациями.
Суммарная выручка компании к концу 2021 года составит порядка 1,5 млрд рублей. Это на 11% больше, чем в 2020 году, и на 76% больше, чем пять лет назад.
Разумеется, подобные результаты были отмечены отраслевым сообществом. В 2021 году компания «Метриум» в четвертый раз стала победителем в номинации «Риелтор года» по версии профессиональной премии в области жилой недвижимости Urban Awards, а также была признана лучшим консультантом года в сфере жилой недвижимости по версии ProEstate & TOBY Awards, повторив успех 2019 года и 2018 года (по версии European Property Awards).
Безусловно, были и определенные трудности. Но благодаря нашей команде из высококлассных профессионалов их удалось преодолеть практически без потерь.
Чего вы ждете от ближайшего будущего? Строительная отрасль вернется к прежнему образу жизни или все-таки экстремальное существование станет нормой?
На мой взгляд, стоит рассуждать о движении вперед и развитии рынка недвижимости в новых условиях, а не возврату к прошлому. Сейчас перед строительным комплексом стоят амбициозные задачи, главная из которых – достижение установленных президентом темпов ввода жилья на уровне 120 млн кв. м. в год к 2030 году. Для этого недостаточно принятия новых законов и совершенствования существующей нормативной базы, внедрения новых технологий и материалов. Доступность жилья обеспечивается балансом четырех основных факторов: платежеспособности населения, относительно невысоких ставок по ипотеке, спроса и предложения. Если один из них выпадает, то равновесие нарушается, в текущих условиях основным инструментом его восстановления выступают меры господдержки.
В первые два-три месяца 2022 года ситуация на первичном рынке, вероятно, будет относительно стабильной. Однако многое определит вектор денежно-кредитной политики государства. Пока все идет к тому, что инфляция под влиянием глобальных трендов продолжит идти вверх, что вынудит Центробанк повышать ключевую ставку. Вероятнее всего, уже в конце этого года ключевая ставка будет повышена до 8,5%. В начале 2022 года это повлечет за собой увеличение ставок как по ипотеке (как минимум до 11%), так и по кредитам в рамках проектного финансирования. Вместе с растущими девелоперскими издержками это приведет к дальнейшему удорожанию недвижимости и, соответственно, снижению спроса и активности застройщиков. Для противодействия таким негативным трендам государство, вероятно, запустит новые меры поддержки или пойдет по пути актуализации действующих.
Назовите самые, на ваш взгляд, перспективные направления. Участие в программе реновации, строительство высоток, малоэтажка, загородка, премиальное строительство?
Если говорить в целом по строительной отрасли, то основными точками роста, на мой взгляд, в ближайшие 5-10 лет будут масштабные проекты инфраструктурного строительства, комплексного развития и редевелопмента территорий в крупных городах, а также в Сибири и на Дальнем Востоке.
Частные девелоперские компании из-за макроэкономической неопределенности и изменений, происходящих на рынке жилья, будут вынуждены диверсифицировать свои портфели проектов (по классам возводимого жилья, по локациям и регионам присутствия, по типам предложения). Это позволит добиться устойчивости девелоперского бизнеса и найти баланс между разными субрынками, а также при этом не пропустить трендовые ниши 2022-2023 гг., которые скорее всего пока сложно назвать.
Еще один важный аспект на перспективу 2022 года – это поиск альтернатив реализации строящегося жилья для крупнейших застройщиков в случае недостаточного спроса. Программа реновации тут не подойдет, так как возводимые квартиры для рынка редко соответствуют необходимым критериям программы. Речь о реализации частично готовых или готовых квартир льготным категориям граждан, военным и подобным группам, нуждающимся в улучшении жилищных условий.