Каким был для вас 2021 год? Каких успехов удалось достичь? Как преодолевали трудности?
Уходящий год для нас был очень интенсивным. Мы вкладывали много усилий в развитие наших продуктов, бренда, команды. Если говорить о работе с девелоперами, то не могу не отметить, что к нашим стратегическим партнерам, таким как КОРТРОС, MR Group, Самолет, добавились А101, ФСК, Ак Барс Дом, Интеко, GloraX.
Кроме того, 2021 год стал переломным по отношению к нашему продукту со стороны управляющих компаний. Нам удалось выстроить системную работу по этому направлению. Мы проводим обучение, готовим информационные материалы, лэндинги, проводим презентации, сопровождаем, оказываем техническую поддержку. В целом помогаем создать эффективную коммуникацию между УК и жителями подключенных к платформе Ujin домов.
Если выражать успехи в цифрах, то стоит отметить, что за год мы подключили к платформе Ujin 27 жилых комплексов, и еще 25 сейчас в процессе подключения. 16 строительных компаний по всей России стали нашими новыми клиентами и еще 5 стали стратегическими партнерами. Наши проекты в стадии реализации в 75 городах. Мы произвели в 10 раз больше умных устройств, чем за прошлый год. Увеличили команду почти в полтора раза. Стабильно пополняем список совместимой с нашей платформой техники – сейчас интегрировано уже более 100 производителей.
Конечно, ни один год не обходится без трудностей. Но в нашей сфере эти барьеры можно назвать текущими, не критическими. Мы научились с ними справляться и делаем всё возможное, чтобы это не отражалось на эффективности. Например, мы сталкиваемся с отсутствием нужных нам IT-специалистов или с их высокой стоимостью на рынке. Поэтому мобилизуем работу HR и ищем людей в других городах и странах, рассматриваем вариант полностью удаленной работы таких сотрудников.
Еще одна трудность – это кризис компонентной базы. Невозможность закупить нужные элементы для устройств вынуждают оперативно искать замены, чтобы это не привело к росту себестоимости продукта. И мы делаем это, чтобы не поднимать ценник и не терять в качестве.
Уже понятно, что умные решения для ЖК — это не мода и даже не тренд, а настоятельная потребность. А как вы оцениваете объем этого рынка? Что препятствует его росту?
Объективно оценивая объем рынка, можно привести данные Дом.РФ. Согласно прогнозам, сделанным год назад, в 2021 году в России должно быть построено более 850 тысяч квартир, из которых 53% — жилье комфорт-класса, 37% — эконом-класса, 9% — бизнес и 2% — элит. При этом ежегодный прогнозируемый рост количества квартир составит в 2022-2024 гг — по 5% и в 2025 году — 4%.
На основании данных, полученных специалистами коммерческого отдела «Юникорн» в результате опросов девелоперов, 75% рынка в той или иной мере интересуется технологиями «умного» здания и подключением цифровых сервисов. При этом в большинстве случаев причиной отсутствия интереса называют ограниченный бюджет. Предоставление бесплатной (в рамках Freemium модели) возможности подключения объектов таких девелоперов, может увеличить долю рынка до 85% к 2025 году.
Финансовая сторона вопроса — не единственная причина препятствия росту числа умных жилых домов. Помимо нее существует целый комплекс разнообразных факторов. Например, это состояние существующего жилого фонда, который минимально автоматизирован. Поэтому если будут созданы какие-то нормативные документы, которые дадут возможность в рамках программ капитального ремонта внедрять современные цифровые решения, то это позволит и существующий жилой фонд сделать «умным».
Еще одно препятствие – это невозможность напрямую оценить эффект от смарт-решений, которые внедряют застройщики. Это связано с довольно небольшим сроком эксплуатации умных систем. Для сбора статистики этого еще недостаточно. Однако по проведенным опросам мы видим, что 97% жителей умных ЖК отдадут предпочтение квартирам с такими же сервисами при покупке нового жилья.
Четвертая причина, которую я могу отметить, это ограниченные возможности внедрения цифровых сервисов в строящихся домах в силу законодательства, связанного с эскроу-счетами. Поэтому мы и советуем делать акцент на подключение к платформе Ujin еще на этапе проектирования здания, чтобы учесть все нюансы.
Но в целом, если оценить прошедший год, трудно говорить о препятствиях, потому что мы видим рост заинтересованности и спроса не только со стороны Москвы и Санкт-Петербурга, но и регионов. За год запрос от региональных застройщиков на подключение новостроек к платформе Ujin повысился в 4 раза.
Также мы видим позитивный тренд и интерес к развитию цифровизации сферы ЖКХ со стороны Минстроя, Минцифры, Минпромторга и Правительства РФ. Работа в этом направлении ведется, в том числе по выработке мер поддержки бизнеса и созданию единого стандарта умных жилых многоквартирных домов. Всё это говорит о том, что рынок будет расти.
В каком направлении собираетесь вы развивать компанию?
Вектор нашего развития направлен на создание операционной системы для зданий. Это универсальный инструмент, на базе которого любые разработчики могут создавать необходимые интеграции и сервисы и внедрять их быстро и легко.
Мы будем продолжать развивать наш продукт в тех же парадигмах, в которых он создавался: открытость, гибкость, масштабируемость, имплементарность, чтобы избежать трудностей на пути его распространения: как технических, так и организационных, административных.
В наших планах на следующий год — сохранить те тенденции, которые появились в 2021: вырасти как минимум трижды в выручке, кратно прирасти числом подключенных лицевых счетов, квартир и оборудования, сохранить темпы увеличения штата. Уверена, что к концу 2022 года нас будет около 200 человек. Мы постараемся расти, но сохранить дух стартапа, новаторство и легкость.